Игорь Белов


Родился в 1975 г. в г. Ленинграде.
С 1988 г. проживает в г. Калининграде. Закончил Калининградский госу-дарственный универ-ситет.
Стихи публиковались в региональной прессе, в литературно-художес-твенных журналах “За-пад России”, “Балтика”, в альманахе “Насекомое”, в сборнике молодых писателей “Молодые голоса”. В 2000 г. издал поэтический сборник “Без поворотов”, в том же году в Санкт-Петербурге отдельным изданием вышла поэма “Снежное семя”.
Член Союза российских писателей. В октябре 2001 г. принимал учас-тие во Всероссийском семинаре молодых писа-телей, проходившем в Москве, где обсуждался на мастер-классе поэта Кирилла Ковальджи. На семинар был рекомен-дован журналом “Новый мир”.

Почта: novoslovo@list.ru



СТИХИ

::
::
::
::
::

ВАРШАВСКИЙ ДНЕВНИК
::
::
::
НОВЫЕ СТИХИ

::
::
::




ЕРАЛАШ

Неделя до каникул.
Вся жизнь – как на ладони.
А ты с открытой книгой
сидишь на подоконнике,
до одури красивая,
в отстиранной до блеска
рубашке, юбке синей,
сняв галстук пионерский.
Твой гардероб был цвета
французской революции –
живой фрагмент рассвета
с душой парижской улицы
и с нежностью в глазах.
Квартал собой заполнив,
весенняя гроза
зачеркивала молнией
все признаки пожара
у Бога на устах,
и мне в лицо дышала
вот эта пустота
в спортзале и в учительской.
И в классе – никого,
лишь ты – мой романтический,
мой книжный триколор.

Был зелен школьный сквер.
Мне снились на уроках
Дантон и Робеспьер,
патлатые, как рокеры,
но где теперь, дружок,
страна моя и школа?
Адреналин, ты сжег
героев рок-н-ролла,
и тень ложится на
их лица, чуть живые.
Другая им цена,
и мы – совсем другие.
Так редко, стороной,
кивнув чужой свободе
обритой головой,
вчерашний день проходит,
не расправляя плеч,
не опуская ворот,
но для нечастых встреч
уже и это – повод.
Ну, вспомни – целый мир:
неслыханное будущее,

зачитанный до дыр
роман несуществующий,
погасшая звезда,
рифмованные жалобы,
большие города,
магнитофоны ржавые,
зеленоградский пляж
с забытым полотенцем –
весь этот ералаш
в отдельно взятом сердце.

Верни его, и пусть
звучит над променадом
припев, что наизусть
ты помнила когда-то.
Плюнь на взаимосвязь
судьбы и нервных клеток,
любовь не удалась –
станцуем напоследок.
Пусть, вырубая свет
и не жалея легких,
хрипит живой концерт,
зажевывая пленку,
а с фотографий выцветших
глядят на этот праздник
от праздников отвыкшие
друзья и одноклассники,
святые и подонки,
скучающие зрители –
мальчишки и девчонки,
а также их родители.




Сердце ангела

Закурив сигарету, спускаешься в преисподнюю,
будто падая в шахту лифта, где самое интересное – впереди.
Она садилась в трамвай – джинсы, куртка на “молнии”,
фарфоровая улыбочка ангела во плоти.

В трущобах потрошили кур и воскрешали мертвых,
чернокожий гитарист отплясывал у костра.
Тебе мерещилась пентаграмма на женских бедрах –
татуировка, исчезающая по утрам.

Ты приезжал к ней в гости на черную мессу,
и природа готовилась лечь под нож.
В комнате начиналась ночь по прихоти беса,
за окнами шел ритуальный дождь.

Перед отъездом, взвинченный, как пружина,
чтобы узнать расписание, ты позвонил на вокзал,
а потом с таким голливудским шиком
выплюнул окурок и платье на ней разорвал.

Теперь ты спишь в своей ванной, не сняв халата,
не смыв следы крови с белых холеных рук,
и так безучастно глядит на тебя с плаката
спившийся ангел по прозвищу Микки Рурк.

Снится, что в баре столы и тарелки вертятся,
и гипсовый пионер играет блюз на жестяной трубе,
и что в груди у нее все еще бьется сердце
со сплошной червоточиной в качестве памяти о тебе.




Донна Анна

Снег в октябре – все равно, что удар ниже пояса.
Подмосковье болеет рассветом и рассеивается туман.
Все, что тебе остается – это восемь часов до поезда,
сюжет для повести и пластиковый стакан.

Донна Анна, убери в холодильник водку, попробуй лечь спать,
забудь о том, что Бог не бывает в этих местах.
Отчизна спьяну тебя пытается поцеловать,
слегка увядшую сигарету держа в зубах.

В твоем родном городе полгода стояла жара,
на вокзале цвела черемуха и плакал аккордеон,
но наступают заморозки, спивается детвора,
бесполезный оккупировав стадион.

Твои кавалеры бритоголовые дерутся на площадях,
проклиная буржуев и не сочувствуя алкашам,
а разговор о политике и прочих серьезных вещах
давно уже пахнет смертью, как афганская анаша.

Анна, ночь на исходе, прошлого больше нет,
ты вернешься на работу, оденешь белый халат
сестры милосердия. Снова увидишь в окне
провонявший лекарствами листопад.

Все остальное забыто. Пережито, точней –
похмелье, бессонница, тошнота,
друзья покойного мужа, сгинувшие в Чечне,
и застреленный бандитами Дон Жуан.

Всякий раз, возвращаясь с дежурства, ты дремлешь в транспорте городском,
часто снится Гренада, а иногда – Мадрид,
репортаж о корриде, кровь, засыпанная песком,
и повороты сюжета, от которых сердце болит.

Рядом едут сограждане, наигравшиеся в войну.
Эх, фронтовые сто грамм, гарантированное тепло!
А ты улыбаешься, чувствуя, как через всю страну,
от тоски умирая, плетется трамвай в депо.




Снегурочка

На декабрьское солнце невозможно смотреть без слез.
Вот за праздничный стол нас сажает зима-белоручка,
вот директор моей конторы – стриженый Дед Мороз –
и его секретарша в амплуа белокурой Снегурочки.

Все, что было, то сплыло. И, как говорится, жаль.
С ней у нас много общего, начиная с любви к отчизне.
Но сегодня моя Снегурочка пропивает свою печаль,
прижимаясь к крутому плечу настоящей жизни.

У нее в глазах праздник, лучше которого нет,
на коленках – сценарий, дурные стихи и застольные речи,
и приходится пить за разбавленный водкой сюжет,
за движенья души, от которых ей дышится легче.

Вечер быстро теряет форму. Уйдет из-под ног земля,
начинаешь цепляться за воздух, стараясь не падать духом.
Запомни это обилие предметов из хрусталя,
снег за окном, шампанское и декольте главбуха.

Юность иронизирует, роняя лицо в салат,
зрелость судьбу испытывает по законам большого рынка,
но кто-то из нас, коллеги, все же летит в Ленинград –
целоваться с польской кинозвездой-блондинкой.

С легким паром, страна; ты очнешься сегодня днем
в вытрезвителе, и распишешься в побледневшей штрафной квитанции.
…Захожу в квартиру, и – надо же – в доме моем –
дискотека, бардак. И Снегурочка приглашает меня на танец.




Пасхальные строфы

I

Такие вечера - последний штрих
на выцветший иконостас обоев.
Остатки солнца в городах больших
лежат, гидрометцентр успокоив.
Пройти бы с ней хотя б еще квартал –
история полна широких жестов,
хотя давно невинность потерял
видеоряд евангельских сюжетов
под радостные возгласы лолит
и скрип дивана вперемешку с болью.
“Любите, Бога ради, по любви”, —
подчеркивает радиоэфир
с отчетливым акцентом колокольни.
Он выветрится из чужих квартир
и взбудоражит улицы, но только
твой колокольчик прикусил язык,
поскольку он фальшивит в общем хоре,
и день, лишенный привкуса слезы,
растаял, как конфета за щекою,
и даже у церквей в глазах темно.
Апрельской ночью до руин зачитан
собор на голом острове. В окно
глядит печаль в очках солнцезащитных.

II

Нам снится прошлогодний променад
и этот день, предпраздничный, наверное.
Все свежие газеты променяв
на поцелуй, запутавшийся в вербах,
одна шестая суши замерла,
вдруг став размером с пляжную кабину,
прижавшись к морю. Выпей за меня,
кагор глотая пополам с обидой.
Сегодня тот же плещется мотив,
а пляж, длиной в три новых киноленты,
пьет пиво, анекдотом закусив,
и раздает девчонкам комплименты.
Венера, в четырех шагах застыв,
купальник сняв при всем честном народе,
глядит на это дело из воды.
Конечно же, грустит – и не выходит.

III

Сгорает утро. С кладбища - назад,
домой спешит, от зноя обессилев,
опохмеленный пролетариат,
поправив фото на родных могилах.
Уснувший в позе снятого с креста,
мир буржуа не просыпался будто,
и лишь в моем отечестве весна
задумчиво пьет кофе в позе Будды.
Мы проклинаем солнце за поджог,
гордимся, умиленья не скрывая,
останками империи чужой,
завернутыми в белый плащ с кровавым
подбоем. В обезвоженных полях
бредет солдат с улыбкою экранной,
у цезаря по-прежнему болят
воспоминаний колотые раны,
и письма с фронта, кажется, не впрок –
насмешкой над серьезностью момента
на сапогах охраны президента
лежит пыль римских улиц и дорог.
Но Древний Рим едва ли виноват,
что на погонах тоже звезды гаснут,
Балтфлотом наспех перебинтовав
уродливый обрубок государства.

IV

На улице играет в домино
чертовски небольшой процент неверующих.
Спускаешься по лестнице бегом
в закусочную, как в бомбоубежище.
Буфетчицу ты балуешь вином,
от дня грядущего отгородившись
взрывной воронкой прошлого. На дно
его взглянув, не видно все равно,
как из червя стать персонажем Ницше.
В неоновой безвкусной синеве
каштаны дымовой завесой плотной
спасают от позора Кенигсберг,
английской авиацией обглоданный.
И ты встаешь. И знаешь, что с утра,
вновь сигарету у тебя “стреляя”,
сосед с лицом апостола Петра
поздравит по ошибке с первым мая.



Варшавский дневник


1. Аллея независимости

О чем тебе рассказать? Откуда отправить открытку?
Дорога на главпочтамт, забытая мной, отвыкла
от дружеской переписки с ее избранными местами,
которая наше прошлое, как фотоальбом, листает:
вот это пивная, кондитерская, вокзал, вход в метро, а это –
любовь моя в светлой блузке не помню какого цвета.

Стою у открытой форточки. Вечер к одежде липнет
с его никому не известным штрих-кодом ливня,
что, в общем-то, не препятствует изучению внешних данных
двадцатилетней соседки, принимающей ванну –
вот, кажется, и дождался милостей от природы,
и все потому, что в полночь не отключают воду

ни в центре, ни в старом городе, ни даже на этой улице,
похожей на ксерокопию страницы из конституции,
оставленную в туалете публичной библиотеки,
всю в пятнах большой политики.
Вчера еще были деньги,
сегодня – одни амбиции, уверенность, что столица –
бесплатное приложение к приветливым женским лицам.

Незнание языка объясняют болезнью роста
объемов внешней торговли, так что по-русски сносно
общаются лишь свидетели второй мировой войны,
а вовсе не те, кого хочется погладить ниже спины.
Я долго не мог настроить приемник, и каждый вечер
в эфире шел дождь, разбавленный музыкой польской речи.

Не правда ли, непогоду пора оставлять за кадром?
Блондинкам июнь к лицу, и лицо без клейма загара
воспринимается улицей как тело, почти инородное.
И солнце не хуже действует, чем перекись водорода,
хотя в наши дни в Варшаве ничто так не красит женщину,
как полное равнодушие к разлитой в газетах желчи

по поводу наркодилеров, купальников, мыльных опер
и очагов слабоумия в уставшей от войн Европе.
Под окнами – сонные ивы с испорченным настроением,
вокруг – темнота аллеи, когда-то лишенной зрения,
и, кажется, эти губы привычное “завтра увидимся”
не произнесут.
И любовь не перерастет в зависимость.




2. Summertime

                      "Summertime,
                      and the living is easy…"
                      "Порги и Бесс"

В безымянном кафе напротив грохочет весь день бильярд,
и солнце нагло в квартиру прет, игнорируя тополя,
сквозь надоевшие заросли неглаженного белья.
На стенах грустят картины, теряющие рассудок.
Закат никогда не сочувствует обесточенным фонарям,
лишь письма и фотографии – и те от стыда! – горят,
в то время, как город уже демонстрирует всем подряд
самое, что ни есть скверное время суток.

Верный законам жанра, надрывается соловей,
рядом пьют водку шляхтичи неголубых кровей,
в Польше не делят публику на “шестерок” и королей,
даже окрасив эмоции в цвет черепичной крыши.
Выйти на улицу под названием “Новый Свят”
и прогуляться к фонтану, пока все спят.
Хочется стать человеком, поворотившим вспять
крестовый поход прогресса свиданьем с Мариной Мнишек.

Она оставит вязание, сняв халат,
уместный, как послесловие к отступающим холодам,
напомнит нотную грамоту, сладкую, как халва,
споет мне о том, что летом не жизнь – “малина”,
о том, что отец деловит, а мать – хороша собой,
и скоро забудется мелкий дождик, едва живой,
особенно, если улицы, зашторенные листвой,
тебе улыбаются… Что ж ты молчишь, Марина?

Варшава сама как избитый до слез сюжет,
как праздничная открытка с развалинами в душе,
и здесь одни только скверы по осени в неглиже,
а все остальное с чужого плеча одето –
чиновники, шоумены, примазавшаяся рвань
и полчища местных красавиц – куда ни глянь!
И возвращает взгляду полупрозрачная ткань
знакомые очертания первых симптомов лета.

Летом казаться старше – неслыханный “моветон”
для тех, у кого образ мыслей сединами убелен.
И вечерами дурью напичканный Купидон
целится в каждое сердце, периодически мажет.
Южный загар слишком жалок на вздрагивающих плечах –
кто объяснит, почему до сих пор по ночам
ты плачешь навзрыд, оставляя свою печаль
наволочке с символическим изображением пляжа?

Любовь все чаще относят к чувствам, устаревшим, как самиздат,
поскольку ее составляющим не свойственна новизна.
Один Иисус Христос – по-прежнему суперзвезда
со следами прививок от звездной болезни на узких запястьях.
Он-то, конечно, знает все наперед –
почему чья-то скрипка так неисправимо врет,
когда забренчит пианино, и времени сколько пройдет
от первого поцелуя до первого же причастия.

Если ты слышишь музыку, то, чего в жизни нет
можно увидеть воочию, не выпив, но опьянев.
Сердце Шопена, хотя бы и замурованное в стене
собора Святого Креста, совсем не пустое место.
Знаешь, Марина, нагромождение памятников и святынь
не удивительней, чем на асфальте выросшие цветы.
Ради спасенья души совершенно не стоит учить латынь,
пусть даже город Париж все-таки стоит мессы.




3. Сквер поэтов

На кухнях гудят отголоском привычек старорежимных
игривые радиоволны с дефектами речевыми.
Живая природа вне конкурса, тем более, что неживые
цветы на обоях слишком навязчиво расцвели.
Разбавь свою пресную драму интонацией оперетты,
не удивляясь дождям, просочившимся в утренние газеты.
Лучше свести знакомство с бандой местных поэтов,
гуляя в поисках счастья, продающегося в разлив.

Их сквер переполнен стихами с привкусом фатально незрелых вишен,
из них половина – гении, но здесь они явно лишние,
когда же, подсев к ней поближе, перехожу на личное,
и вечер до неприличия наливается синевой –
поэзия выполняет функции бронежилета,
в то время, как в пепельнице уже тлеет – чужое – но все же лето.
К чему здесь все ваши верлибры, пани Эльжбета?
Я, пусть и выучив польский, не понял бы ничего,

так как чтение вслух неуместнее, чем границы
в объединенной Европе или фраза “Откройте, полиция!”
в тот самый момент, когда ты объясняешь ей, что не влюбиться
не мог, спотыкаясь в грамматике и путая времена.
Сегодня даже Мицкевич – не больше, чем просто памятник
эпохе, в засаленном смокинге ползающей по паперти.
Часы бьют полночь. Что к этому может еще прибавить,
будто от малокровия страдающая, луна?

Ночь не оставит шансов призрачным расстояниям
между прошлым и будущим, между нашими странами;
высотные здания в центре с убийственной выправкой Сталина,
дожди белорусского происхождения, сраженные лучевой
болезнью, все это – продукт неожиданного слияния
наших, пускай не лучших, традиций, братья-славяне.
Нынче всего надежней, как ни жонглируй словами,
быть в полузабытой церкви расплакавшейся свечой.

…Я собираюсь домой, уже не понимая, что же
делаю здесь, и какой день недели бездарно прожит,
а из-за стойки кивает бармен, немного похожий
на персонажа поэмы, которой две сотни лет.
Вспомнить бы адрес и телефон, прическу, цвет глаз – да где уж!
На изувеченной памяти проклятье лежит, как ретушь.
Завтра мне уезжать. Налейте-ка, пан Тадеуш –
вспомню дорогу к вокзалу, поеду и сдам билет.




***

Последняя тяга раскуренной дури.
Подъезд не умыт и, как небо, нахмурен.
Растоптан окурок. Пора, брат, пора.
Мы вышли и хлопнули дверью парадной.
Сквозь ливень, бессмысленный и беспощадный,
спускаемся в черную яму двора.

Отдайте мне солнца отцветшую душу,
квартал, где есть липы и бронзовый Пушкин,
есть горькое пиво, а горечи нет.
Разбитая улица, радио хриплое,
а рядом – две местные девушки-хиппи,
гитара, оставленный кем-то букет.

В прическе цвели полумертвые розы.
По воздуху плыл разговор несерьезный.
Навстречу единственной в жизни весне
ты шла босиком по проспекту Победы,
дразнила прохожих, и целому свету
смеялась в лицо, позабыв обо мне.

Последних объятий рисунок печальный,
бухло и наркотики в сквере вокзальном –
все это, как ты повторенья ни жди,
скрывают похлеще разлапистой тени
мазутом пропахшие воды забвения,
в которых весенние тонут дожди.

Библейская тьма в опустевшей квартире.
Я еду в троллейбусе номер «четыре».
Я вспомнил линялые джинсы твои,
глаза твои ясные, мир этот жлобский,
расхристанный голос с пластинки битловской,
поющий о гибели и о любви.




БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ

Закурим на прощание, и вдоль трамвайной линии
один из нас отправится – так отпусти меня,
дождем отполированный парк имени Калинина
с печальными приметами сегодняшнего дня.

Был праздник, было целое столетие в прострации,
друзья лежали пьяные, как павшие в бою.
Был дождь, толпа растаяла, вовсю цветет акация,
вино и страсть, как водится, терзают жизнь мою.

А на скамейке выцветшей, среди живых и мертвых,
ведет беседу с облаком под перезвон листвы
старик в бейсболке розовой и в пиджаке потертом
с неполным рядом пуговиц и рукавом пустым.

Отгрохотала музыкой и холостыми выстрелами
большая жизнь, привыкшая не замечать в упор.
Взгляни, как героически в руке его единственной
дрожит слегка увядшая «Герцеговина Флор».

И он уходит медленно, молчанья не нарушив,
а в старом парке отдыха, под небом голубым,
асфальт блестит, и радио транслирует «Катюшу»,
и исчезает молодость, как папиросный дым.

Любуясь мокрой зеленью, дрянную запись слушая,
пойму, как верно, милая, рифмуется с тобой
простая эта песенка про яблони и груши,
и безусловно книжные туманы над рекой.

И я пойду по городу сквозь центр, искалеченный
войной и русским бизнесом, шагая все быстрей
туда, где неизменная весна и наши женщины,
живущие на улицах разбитых фонарей.

Закат над новостройками растаял, небо хмурится
и ночь большими звездами на плечи мне легла.
Идет солдат, шатается, по грязной, темной улице,
но от улыбок девичьих вся улица светла.




***

Весна, сентиментальное кино,
глухих дворов невысохшие слезы.
Пока еще заклеено окно
с нелепой желтой трещиной мимозы.

Снег падает, прогнозу вопреки,
на всю географическую карту.
На улицах бухие мужики,
а на календаре восьмое марта.

А ей с утра звонит один джигит,
почуявший специфику момента,
но трубка глушит остроту флюид
и чувственность кавказского акцента.

В каштановых аллеях тишина,
сияют лужи, как большие кляксы,
от стужи гибнут розы, а она
трамвая ждет у памятника Марксу.

В трамвае том, уже который год,
приятелей за плечи обнимая,
я еду ей навстречу, только вот
пока об этом не подозреваю.

Плывет, темнея, вечер голубой,
я узнаю пейзаж полузнакомый,
мешая с пивом привкус неземной
разлуки и похмельного синдрома,

и вижу, как, под снегом и дождем,
она стоит, почти неразличима.
Я все смотрю и, мысленно ее
целуя в губы, проезжаю мимо.

И потому, залившийся вином
в густом дыму гнилого ресторана,
ее колено гладит под столом
кривой мордоворот из Еревана.


|


© Copyright Alexander Sokovnin e-mail: novoslovo@list.ru

Hosted by uCoz